В какие сроки налоговые органы должны возвращать переплату по налогам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В какие сроки налоговые органы должны возвращать переплату по налогам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Бывaeт и тaк, чтo ИФНC oтвeчaeт oткaзoм нa зaпpoc вepнyть нaлoгoвyю пepeплaтy. B бoльшинcтвe cлyчaeв этo cвязaнo c тeм, чтo плaтeльщики нaлoгoв пpoпycкaют oтвeдeнныe зaкoнoм для выпoлнeния этoй пpoцeдypы cpoки. Ecли винoвникoм пepeплaты выcтyпaeт пpeдпpиятиe – вpeмeннoй oтpeзoк cocтaвляeт тpи гoдa. Кoгдa винoвнa нaлoгoвaя – oдин мecяц.

Можно ли три года исчислять с даты выдачи справки о состоянии расчетов с бюджетом?

В деле № А76-12783/2016, рассмотренном в Постановлении АС УО от 14.03.2017 № Ф09-406/17, проанализирована следующая ситуация. ИНФС в конце 2015 года выдала организации (по ее запросу) справку о состоянии расчетов с бюджетом, где была отражена переплата по налогу на прибыль и НДС, уплаченным в 2007 – 2011 годах.

На основании этой справки организация подала в ИФНС заявление о возврате налоговой переплаты. Однако ей было отказано из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ. По мнению налоговиков, организация должна была знать и знала об имеющейся переплате и раньше, поскольку она сдавала в 2008 – 2011 годах первичные и уточненные декларации, но не воспользовалась правом на подачу заявления о возврате переплат в пределах установленного срока.

Между тем арбитры приняли довод организации о том, что о наличии переплаты ей стало известно только после получения справки о состоянии расчетов. Поэтому отправной точкой для исчисления трехлетнего срока для возврата переплаты они признали дату выдачи справки о состоянии расчетов. Арбитры также учли, что налоговики в данном деле самостоятельно засчитывали переплату по налогу в счет недоимки. При этом решения о зачетах не принимались и уведомления в адрес налогоплательщика не направлялись. Следовательно, о точной сумме переплаты организация могла узнать только из извещения о переплате (справки о состоянии расчетов с бюджетом, актов сверок по налогам).

Справедливости ради следует отметить: судебная практика по этому вопросу не является однородной. Есть судебные акты, в которых указывается, что справки расчетов с бюджетом и акты сверки не являются единственными документами, свидетельствующими о возникновении у налогоплательщика переплаты. Эти документы, по мнению судей, лишь отображают состояние его расчетов с бюджетом (см., например, постановления АС ЗСО от 07.09.2016 № Ф04-3529/2016 по делу № А45-6464/2015, АС ПО от 18.08.2017 № Ф06-23272/2017 по делу № А55-18404/2016).

Вступление в силу решения суда, изменившего налоговые обязательства

Предметом налогового спора зачастую является пересмотр налоговых обязательств того или иного налогоплательщика. В этом случае является ли отправной точкой для исчисления трехлетнего срока дата вступления в силу судебного акта, где сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога? Все зависит от обстоятельств возникшего спора.

Так, в деле № А28-11542/2018 была рассмотрена следующая спорная ситуация. Изначально организация, применяющая УСНО (с объектом налогообложения «доходы»), уплатила за 2013 – 2015 годы налог в общей сумме 3,2 млн руб. Но в июле 2018 года она подала «уточненки» по УСНО за указанные периоды, в которых отразила отсутствие дохода и налог к уплате 0 руб. Одновременно она направила заявление о возврате переплаты по «упрощенному» налогу в вышеуказанном размере.

ИНФС отказала ей в возврате переплаты. Суды тоже. Руководствуясь нормами ст. 21, 45, 78 НК РФ, Определением КС РФ № 173-О, п. 79 Постановления № 57 и Постановлением Президиума ВАС РФ № 12882/08, арбитры пришли к выводу, что организация обратилась в суд за пределами трехлетнего срока с момента, когда она узнала или должна было узнать о факте излишней уплаты налога.

Здесь необходимо пояснить истинные причины отказа. Дело в том, что организация была создана в результате реорганизации ООО (правопредшественник) в форме выделения. В отношении ООО была проведена выездная проверка, результатом которой стало доначисление налогов по общей системе налогообложения.

ООО предприняло попытку оспорить результаты проверки в суде. Но вступившимв законную силу Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.07.2018 по делу № А28-16408/2017 был подтвержден факт создания ООО схемы дробления бизнеса путем осуществления реорганизации в форме выделения новых предприятий, применяющих УСНО (то есть бизнес раздробили специально, чтобы перевести на УСНО). При этом суды сочли правомерными действия налоговиков, включивших доходы, полученные правопреемниками (в том числе организацией), в налоговую базу ООО, на том основании, что именно оно, а не лица, с участием которых общество учло операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, осуществляло спорную деятельность и получило данные доходы. (Это обстоятельство и стало основанием для подачи организацией «уточненок» по УСНО за 2013 – 2015 годы.)

Организация, ссылаясь на указанные обстоятельства, настаивала, что до принятия окончательного решения по спору о дроблении бизнеса и доначислениях она не могла знать о наличии у нее переплаты по УСНО.

Читайте также:  РВП и ВНЖ - сравниваем документы

Однако суды пришли к выводу: дата вступления в силу судебного акта по делу № А28-16408/2017 не влияет на исчисление срока давности.Организация (будучи правопреемником) производила уплату «упрощенного» налога,осознавая ошибочность и необоснованность такой уплаты (вследствие применения налоговой схемы). Арбитры подчеркнули, что организация не представила доказательств своей неосведомленности об излишней уплате в бюджет спорной суммы налогов до момента принятия решения по делу № А28-16408/2017, а также доказательств наличия объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченного налога в судебном порядке в установленный срок (Постановление АС ВВО от 09.08.2019 № Ф01-3573/2019).

* * *

Казалось бы, процедура возврата налоговой переплаты достаточно четко регламентирована налоговыми нормами. Между тем они не в состоянии учесть все многообразие ситуаций, возникающих на практике. Это приводит к спорам с налоговиками, которые нередко разрешаются только в судебном порядке.

Правоприменительная практика по данному вопросу в равной степени как обширна, так и неоднозначна. Мы рассказали об общих тенденциях в разрешении подобных споров. Но все мы понимаем, что исход конкретного спора напрямую зависит от присущих только ему обстоятельств.

B кaкиx cитyaцияx вoзвpaт дeнeг нeвoзмoжeн

B тaкиx cитyaцияx oгpoмнyю poль игpaeт дoкaзaтeльcтвo вpeмeни выявлeния нaлoгoвoй пepeплaты. Ecли y cyбъeктa имeeтcя вoзмoжнocть иx пpeдocтaвлeния, и oни yклaдывaютcя в paмки пoлoжeнныx пo зaкoнy cpoкoв, тo чepeз cyд мoжнo пoлyчить вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo НДФЛ.

Baжнo! Пpeдпpиятию мoжeт быть oткaзaнo в вoзвpaтe пepeплaтe, ecли y нeгo имeютcя дoлги пepeд бюджeтoм. Пpи тaкoм pacклaдe ИФНC впpaвe cпиcaть дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa.

Кaк вepнyть излишнe yплaчeнный нaлoг

Ecли пpeдпpиятиe или ИП oбнapyжили фaкт нaлoгoвoй пepeплaты, тo ecть 2 вoзмoжныx вapиaнтa дaльнeйшиx дeйcтвий:

  1. Boзвpaт дeнeжныx cpeдcтв к ceбe нa p/c.
  2. 3aчeт излишкoв нa дpyгoй нaлoгoвый взнoc.

Инcтpyкция кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм ИП или opгaнизaции.

Ecли пpeдпpиятиe peшaeт вepнyть дeньги нa cвoй cчeт, a нe пpoизвecти зaчeт, тo oфopмляeт cпeциaльнoe зaявлeниe. Oнo фopмиpyeтcя пo фopмe 1150058. Пocлeднee oбнoвлeниe этoгo oбpaзцa былo в 2017 гoдy. Ceйчac oнo бoльшe пoxoжe нa дeклapaцию. B зaявкe дoлжны быть cлeдyющиe дaнныe:

  • нaзвaниe opгaнизaции;
  • КБК пo нaлoгoвoмy взнocy;
  • paзмep пepeплaты;
  • нoмep pacчeтнoгo cчeтa cyбъeктa.

Oфopмлeннoe зaявлeниe мoжнo пepeдaть в нaлoгoвyю paзными cпocoбaми.

Oдни пpeдпoчитaют личный визит в ФНC, дpyгиe oтпpaвкy пoчтoй, a тpeтьи элeктpoннyю. B cлyчae c пoчтoвым oтпpaвлeниeм тpeбyeтcя yвeдoмлeниe o вpyчeнии. Пpи иcпoльзoвaнии интepнeтa зaдeйcтвyют элeктpoннyю цифpoвyю пoдпиcь.

Кaк пoлyчить пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц? Пpoцeдypa вoзвpaтa пpoxoдит в нecкoлькo cтaдий.

Как оспаривать бездействие налогового органа

Бездействие в данном случае выражается в том, что при вынесенном положительном решении о возврате переплаты ИФНС тянет с перечислением денег на расчетный счет компании.

Как и в случае с отказом, чтобы дойти до суда, необходимо направить в УФНС через свою налоговую жалобу на бездействие. Причем важно не пропустить трехмесячный срок (восстановление возможно только по уважительной причине).

Этот срок можно отсчитывать спустя месяц после подачи заявления на возврат, то есть с крайней даты, когда деньги должны быть возвращены на расчетный счет компании.

К жалобе необходимо приложить:

  • заявление с отметкой (квитанцией) о доставке в инспекцию;
  • решение о возврате (при наличии).

Если и после этой процедуры возврат не будет осуществлен – можно подать жалобу в суд, указав в ней, как минимум:

  • номер своей налоговой инспекции и ее территорию;
  • срок, в который ИФНС должна была осуществить возврат (со ссылкой на НК РФ), и не осуществила его;
  • требование о признании бездействия инспекторов незаконным и обязании их вернуть компании деньги.

Сроки возврата переплаченного налога

По общему правилу, налоговая должна принять решение о возврате налога или отказе в возврате в течение 10 дней со дня получения заявления или со дня, когда будет подписан акт совместной сверки.

Если заявление направлено в электронной форме, то налог должен быть возвращен в течение месяца.

Если налоговой проводится камеральная проверка, то вышеуказанный срок начинается исчислять после того, как истекут 10 дней со дня, кода будет завершена камеральная проверка, которая может проводиться в течение 3-х месяцев.

Таким образом, в общей сложности с учетом времени на камеральную проверку, срок возврата составляет около 4-х месяцев, если все документы оформлены правильно и у налоговой нет вопросов.

В соответствии с вышеуказанной статьей НК возможен зачет излишне уплаченного налога. Это позволительно во всех случаях, но подразумевает соблюдение особенностей перевода денежных средств.

Зачет излишне уплаченных налогов происходит по вышеуказанной инструкции – подается заявка в ФНС. Сроки рассмотрения заявки не превышают 10 рабочих дней, а перевод средств происходит в течение месяца с момента подачи заявки. Для перевода бухгалтер делает следующие проводки в 1С:

  • с имущественной выплаты в пользу транспортного – дебет 68 субсчет «расчеты по имущественному налогу», кредит 68 субсчета «налога на транспорт»;
  • с имущественный выплаты в пользу земельной оплаты – дебет 68 субсчета «по налогу на имущество», кредит 68 субсчета «расчет по земельному налогу»;
  • если проводится перевод оставшейся части на оплату налога на имущество, дебет счета 51, кредит 68 субсчета «налог на имущество».

В зависимости от ситуации могут быть и другие бухгалтерские проводки.

В какой срок можно обращаться за возвратом излишне уплаченной суммы

Срок обращения за возвратом переплаты по налогам из бюджета ограничен 3 годами. Он отсчитывается со дня уплаты излишней суммы при ошибочном платеже. Или со дня подачи декларации, если излишек налога задекларирован в соответствующей отчетности. Например, в декларации по НДС или по налогу на прибыль. Но при этом срок не может быть более 3 лет со дня, установленного как последний день сдачи соответствующей декларации. То есть при перерасчетах, приведших к уточненке и выявлению излишка налоговой суммы, можно подать на возврат переплаты по налогам в сроки, не превышающие 3 года со дня крайнего срока подачи декларации, а не корректировки.

Читайте также:  Порядок наследования по праву представления

Если срок обращения за возвратом переплаты налога по заявлению был пропущен, но плательщик налога считает, что у него на то были веские причины, можно попробовать отстоять свои права в суде.

***

Срок на возврат суммы излишне уплаченного налога инспекцией составляет месяц с подачи заявления. И может затянуться до четырех месяцев, если заявление основано на представленной декларации. Тремя годами ограничен срок для обращения за переплатой. Он отсчитывается с момента переплаты или подачи соответствующей декларации.

***

Еще больше материалов по теме в рубрике «Налоговая система».

Как узнать об излишне уплаченных налогах

Обычно варианта два: либо о переплаченных налогах и сборах плательщик узнает сам, либо это обнаруживает инспекция.

В первом случае плательщик выявляет излишки:

  • при проверке отчётности;
  • пересчёте и сверке данных;
  • сравнении оплаченных сумм с данными из справки расчётов от ФНС.

Сроки возврата излишне уплаченного налога

Третий вариант распорядиться переплатой — вернуть деньги на счёт бизнеса. По общему правилу, срок для возврата переплаты — три года после её возникновения.

Стандартный срок возврата может занимать до 45 дней:

  • до 10 дней уходит у инспекторов на рассмотрения заявления плательщика;
  • 5 дней — на уведомление заявителя о решении;
  • месяц — на возврат денег.

Возврат излишне уплаченного налога на доходы физлиц

Так как НДФЛ работодатель удерживает из доходов своих работников, процесс возврата переплаты по такому налогу другой.

Сначала сотрудник пишет заявление руководству, на основании которого работодатель и возвращает излишек. Если переплата выявилась после того, как сотрудник ушёл с работы, вернуть переплату можно и после увольнения.

В отдельных ситуациях инспекция возвращает налог не через руководителя, а напрямую сотруднику. Например, если:

  • компанию, в которой работал гражданин, ликвидировали;
  • работник не получал вычет на детей;
  • сотрудник решил заявить имущественный или социальный вычет после того года, когда у него появилось такое право;
  • работник решил получить социальный вычет по благотворительности и отчислениям в Пенсионный фонд (вычет предоставляет только налоговая инспекция);
  • гражданин-плательщик отчитывается непосредственно перед налоговой и подает уточненные отчёты.

Насколько обоснованной является правовая позиция ВАС РФ по этому вопросу?

Анализируя эту позицию с точки зрения остальных норм НК РФ, необходимо, прежде всего, отметить, что эта позиция не соответствует буквальному толкованию норм статьи 78 НК РФ.

И действующая редакция статьи 78 НК РФ, и ее редакция до 01.01.2007 не содержат никаких положений о необходимости «признания» налоговыми органами излишней уплаты налога по какой-либо процедуре.

Все нормы, регулирующие зачет (возврат) излишне уплаченного налога, установлены в статье 78 НК РФ. При этом статья не содержит никаких положений, связывающих течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога со сроками «признания» излишней уплаты налога со стороны налоговых органов. Течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога связывается только с датой подачи налогоплательщиком заявления о зачете (возврате) налога.

Здесь стоит заметить, что в необходимых случаях налоговое законодательство содержит нормы, согласно которым исчисление одного срока прямо ставится в зависимость от истечения другого срока3. Поэтому полагаем, что если бы законодатель хотел привязать течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога к дате окончания камеральной проверки налоговой декларации, то – логичнее всего – ввел бы соответствующую норму в статью 78 НК РФ. Однако в рассматриваемой ситуации законодатель этого не сделал.

Несмотря на приведенные выше доводы юридического характера, с точки зрения здравого смысла логика позиции ВАС РФ представляется очевидной: чтобы зачесть (вернуть) излишне уплаченный налог, надо предварительно удостовериться в наличии излишне уплаченного налога как такового. В противном случае зачет и особенно возврат налога может стать инструментом мошенничества и привести к потерям бюджета.

Однако стоит заметить, что в случае, когда в соответствии с налоговой декларацией налогоплательщик должен заплатить налог, государство верит сведениям, указанным в налоговой декларации этого налогоплательщика и требует от него немедленной уплаты указанной в налоговой декларации суммы налога. Ситуация принципиально меняется, когда в декларации указано на излишнюю уплату налога. В этом случае государство перестает доверять налогоплательщику и зачитывает (возвращает) излишне уплаченный налог только после камеральной проверки представленной им налоговой декларации. На наш взгляд, такая ситуация свидетельствует о явном фискальном уклоне системы налогового администрирования.

Конечно, проверять достоверность сведений, указываемых налогоплательщиками в налоговых декларациях, необходимо. Однако для этого предусмотрены специальные процедуры – камеральные и выездные налоговые проверки. Эти проверки порождают предусмотренные НК РФ негативные последствия в форме взыскания недоимки, штрафов и пеней для налогоплательщиков, которые указали в налоговых декларациях неправильные сведения и занизили подлежащую уплате сумму налога. Причем эти негативные последствия настигают только тех налогоплательщиков, которые нарушили налоговое законодательство.

Когда же правоприменительная практика идет по пути «скрещивания» процедуры камеральной проверки и процедуры зачета (возврата) излишне уплаченного налога, негативные последствия в виде удлинения срока на зачет (возврат) налога на срок камеральной проверки и, соответственно, безвозмездного отвлечения денежных средств на этот срок настигают всех налогоплательщиков – как нарушающих закон, так и законопослушных.

ВОЗМОЖНА ЛИ ВОЛНА МОШЕННИЧЕСТВА?

Основания для возмещения средств

Правом на возмещение обладают как налогоплательщики, так и налоговые агенты. Компании, физические лица и ИП — ошибочный платеж каждого может быть откорректирован и возвращен. Также возврат распространяется на неверный платеж, связанный с начислением пени или штрафа.

Читайте также:  Соглашение об уплате алиментов на ребенка

Практика показывает, что чаще всего ошибочный перевод средств происходит в следующих ситуациях:

  • переведена большая сумма, чем указана в декларации;
  • инспекция затребовала большую сумму налогов;
  • неверный подход к вычислению облагаемой базы;
  • использование неактуальных ставок;
  • перечисление авансовых платежей в сумме большей, чем размер налога за соответствующий период;
  • внесение изменений в законодательство, вследствие которого уплаченная сумма налога превышает требуемую;
  • смена налогового статуса;
  • возврат налога при использовании льгот.

В случае выявления налогоплательщиком подобных неточностей, необходимо нанести визит в инспекцию по месту регистрации и предоставить соответствующее заявление. При желании можно оформить зачет ошибочно переведенных средств.

Правила заполнения заявления

НК РФ не предлагает четкой инструкции по заполнению формы на возмещение. Чтобы сдать заявление с первого раза, предлагаем небольшую шпаргалку.

Прежде всего, следует обратить внимание на общие правила внесения информации:

  1. Данные вписываются печатными буквами от руки либо в Word или Excel.
  2. Заявление распечатывается в 2-х экземплярах.
  3. Обязательные атрибуты — подпись заявителя и печать при необходимости.
  4. Пустые клетки можно оставлять незаполненными, либо ставить прочерки.

Последний пункт может вызывать разночтения у сотрудников различных налоговых инспекций, поэтому желательно предварительно уточнить как корректно «обращаться» с незаполненными строками.

Заявление состоит из 3 страниц. Наибольшая смысловая нагрузка приходится на первый лист. Именно он и вызывает максимальное количество вопросов по внесению данных.

Уточнения по заполнению 1-ой страницы:

  1. В правой верхней части листа, следует указать сведения о заявителе:
    1. для физлиц или ИП — ФИО, ИНН и адрес прописки;
    2. для юрлиц — название компании, ИНН, КПП и юридический адрес.
  2. Номер заявления проставляет налогоплательщик: если бланк на возврат подается впервые, ставится цифра «1» и так далее по возрастающей.
  3. О коде налоговой службы ИП и организации осведомлены в силу регулярного предоставления отчетности. Физлица могут узнать код на сайте налоговой инспекции.
  4. Название налогоплательщика: наименование компании либо ФИО для физлиц или ИП.
  5. № статьи НК — 78.
  6. Основание для возмещения налога:
    1. излишне уплаченный;
    2. излишне взысканный;
    3. подлежащий к возмещению.
  7. Сумма переплаты пишется цифрами исходя из расчетов налогоплательщика.
  8. Налоговый период (вместе с аббревиатурой ставится номер месяца, квартала или полугодия и текущий год):
    1. ГД — год;
    2. МС — месяц;
    3. КВ — квартал;
    4. ПЛ — полгода.

    Непосредственно бланк заявления установлен государством в Приложении под номером 8 к Приказу ФНС РФ от 14 февраля 2017 года. По внешнему виду данная форма напоминает обычную декларацию. В ней потребуется указать следующие сведения:

    • ИНН (если по каким-то причинам человек его не помнит, то можно запросить данные через специальный сервис «Узнай свой ИНН»);
    • КПП (заполняется лишь компаниями, то есть для физических лиц клетки пункт остается пустым, можно поставить прочерк);
    • порядковый номер заявления (обычно No1, но если в текущем календарном году уже было какое-то другое ходатайство, то номер может быть и выше);
    • код налогового органа, куда подается заявка (его следует узнать на официальном сайте ФНС);
    • полное наименование организации, либо же личные данные гражданина;
    • статья НК РФ, на которой основывается требование о возврате денежных средств (номер статьи – 78);
    • отметка об излишне уплаченной сумме (то есть в пустой квадрат надо поставить цифру 1);
    • код платежа (также требуется вписать единицу, поскольку планируется возврат именно налога, а не сбора или страховых взносов);
    • сумма денежных средств к возмещению (ее рекомендуется вносить не с первой пустой клеточки, а так, чтобы цифра была смещена вправо);
    • расчетный налоговый период (он состоит из буквенно-цифрового обозначения, например, ГД.00.2018, что значит: лицо планирует вернуть переплату налога за 2018 год);
    • ОКТМО (код региона, где уплачивался налог, он указывается либо в Справке о доходах, либо в квитанции для организации, по которой она и вносила платежи в бюджет);
    • КБК (цифровое обозначение конкретного налога, который человек или организация хотят вернуть, его можно найти в Интернете, например, налог на доходы физических лиц — 182 1 01 02010 01 1000 110);
    • количество страниц в письменном заявлении (обычно – 3);
    • число прилагаемых к ходатайству документов (измеряется в количестве листов);
    • номер телефона;
    • подпись и дата;
    • если заявление исходит от представителя, то потребуется указать, на основании чего он наделен подобными полномочиями (обычно это доверенность).

    На втором листе указываются данные о номере банковского счета, куда налоговая должна перечислить денежные средства, если будет принять положительное решение. Также требуется записать туда все реквизиты кредитного учреждения. Взять их можно либо придя лично в банк, либо через личный кабинет клиента. Например, сервис Сбербанк онлайн позволяет узнать необходимые реквизиты во вкладке «Информация по вкладу».

    Кроме того, вторая страница содержит поля для внесения туда личных данных и сведений из паспорта (номер, серия, дата выдачи и код подразделения). На третьем листе указывается информация о физическом лице, не являющемся предпринимателем. Он также вписывает фамилию, имя и отчество, сведения о документе, удостоверяющем личность. Кроме того, тут потребуется заполнить графы с адресом постоянного места жительства в РФ или временного пребывания.

    В письменном ходатайстве не рекомендуется допускать ошибки, помарки и зачеркивания. Бланк должен быть заполнен черной или синей ручкой, обязательно печатными буквами четко и разборчиво.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *